Утильсбор 2025: что останется от авторынка?
С конца 2025 года российский авторынок столкнется с одним из самых серьезных испытаний за последние годы — резким ростом утилизационного сбора. Утильсбор — это государственный сбор, который платится при ввозе или производстве автомобиля, и предназначен для последующей утилизации транспортного средства. Формально он нужен для экологии, но на практике стал одним из ключевых инструментов регулирования авторынка.
Изменения коснутся и электромобилей, которые до последнего времени находились в привилегированном положении. С конца 2025 года для них также вырастет ставка утильсбора, пусть и не столь значительно, как для автомобилей с ДВС.
Даже на вторичном рынке цены вырастут, ведь подорожание новых автомобилей неизбежно тянет за собой и подержанные.
В результате рынок станет менее богатым по выбору, но более «прагматичным»: основное внимание сместится на автомобили с умеренной мощностью, простыми характеристиками и локальной сборкой. Премиум-сегмент сузится, а покупка мощного внедорожника или седана превратится в роскошь.
Утильсбор окончательно закрепит новую реальность российского авторынка: с минимальным импортом, акцентом на локализацию и доминированием практичных машин, рассчитанных на повседневную эксплуатацию.
Новые правила: что изменится с конца 2025 года
С 1 октября 2024 года ставки утильсбора уже были проиндексированы в среднем на 70–85%. Теперь же ожидается, что в конце 2025 года они вырастут еще на 10–20%. Помимо этого, вводится новая методика расчета: теперь учитывается не только объем двигателя и возраст автомобиля, но и его мощность. Машины до 160 л.с. останутся в более выгодной категории, тогда как более мощные модели попадут под повышенные коэффициенты. Это напрямую ударит по среднему и премиум-сегменту, где мощность чаще превышает этот порог.Изменения коснутся и электромобилей, которые до последнего времени находились в привилегированном положении. С конца 2025 года для них также вырастет ставка утильсбора, пусть и не столь значительно, как для автомобилей с ДВС.
Как это повлияет на рынок?
Резкий рост утильсбора прежде всего ударит по сегменту мощных и дорогих автомобилей. Для кроссоверов, внедорожников и седанов бизнес-класса размер платежа может достигать миллионов рублей, фактически делая их роскошью. Импорт таких машин станет экономически невыгодным, а некоторые бренды могут вовсе отказаться от поставок отдельных моделей. Это неизбежно приведет к сокращению ассортимента и смещению спроса в сторону более доступных машин. Покупатели начнут активнее выбирать автомобили с двигателями до 160 л.с. — именно в этом диапазоне цены вырастут не так стремительно. В то же время отечественные производители и бренды с локализованными сборочными площадками получат конкурентное преимущество.Даже на вторичном рынке цены вырастут, ведь подорожание новых автомобилей неизбежно тянет за собой и подержанные.
Что ждет рынок в 2026 году?
Автомобильный рынок России ждет очередной этап адаптации. Повышение утильсбора вынудит производителей пересмотреть модельные ряды, а покупателей — искать более экономичные и доступные варианты. Ожидается, что доля отечественных и китайских брендов продолжит расти, а разнообразие предложений на рынке уменьшится.В результате рынок станет менее богатым по выбору, но более «прагматичным»: основное внимание сместится на автомобили с умеренной мощностью, простыми характеристиками и локальной сборкой. Премиум-сегмент сузится, а покупка мощного внедорожника или седана превратится в роскошь.
Утильсбор окончательно закрепит новую реальность российского авторынка: с минимальным импортом, акцентом на локализацию и доминированием практичных машин, рассчитанных на повседневную эксплуатацию.