Статьи и обзоры

Утильсбор 2025: что останется от авторынка?

Утильсбор 2025: что останется от авторынка?
С конца 2025 года российский авторынок столкнется с одним из самых серьезных испытаний за последние годы — резким ростом утилизационного сбора. Утильсбор — это государственный сбор, который платится при ввозе или производстве автомобиля, и предназначен для последующей утилизации транспортного средства. Формально он нужен для экологии, но на практике стал одним из ключевых инструментов регулирования авторынка.

Новые правила: что изменится с конца 2025 года

С 1 октября 2024 года ставки утильсбора уже были проиндексированы в среднем на 70–85%. Теперь же ожидается, что в конце 2025 года они вырастут еще на 10–20%. Помимо этого, вводится новая методика расчета: теперь учитывается не только объем двигателя и возраст автомобиля, но и его мощность. Машины до 160 л.с. останутся в более выгодной категории, тогда как более мощные модели попадут под повышенные коэффициенты. Это напрямую ударит по среднему и премиум-сегменту, где мощность чаще превышает этот порог.

Изменения коснутся и электромобилей, которые до последнего времени находились в привилегированном положении. С конца 2025 года для них также вырастет ставка утильсбора, пусть и не столь значительно, как для автомобилей с ДВС.

Как это повлияет на рынок?

Резкий рост утильсбора прежде всего ударит по сегменту мощных и дорогих автомобилей. Для кроссоверов, внедорожников и седанов бизнес-класса размер платежа может достигать миллионов рублей, фактически делая их роскошью. Импорт таких машин станет экономически невыгодным, а некоторые бренды могут вовсе отказаться от поставок отдельных моделей. Это неизбежно приведет к сокращению ассортимента и смещению спроса в сторону более доступных машин. Покупатели начнут активнее выбирать автомобили с двигателями до 160 л.с. — именно в этом диапазоне цены вырастут не так стремительно. В то же время отечественные производители и бренды с локализованными сборочными площадками получат конкурентное преимущество.

Даже на вторичном рынке цены вырастут, ведь подорожание новых автомобилей неизбежно тянет за собой и подержанные.

Что ждет рынок в 2026 году?

Автомобильный рынок России ждет очередной этап адаптации. Повышение утильсбора вынудит производителей пересмотреть модельные ряды, а покупателей — искать более экономичные и доступные варианты. Ожидается, что доля отечественных и китайских брендов продолжит расти, а разнообразие предложений на рынке уменьшится.

В результате рынок станет менее богатым по выбору, но более «прагматичным»: основное внимание сместится на автомобили с умеренной мощностью, простыми характеристиками и локальной сборкой. Премиум-сегмент сузится, а покупка мощного внедорожника или седана превратится в роскошь.

Утильсбор окончательно закрепит новую реальность российского авторынка: с минимальным импортом, акцентом на локализацию и доминированием практичных машин, рассчитанных на повседневную эксплуатацию.

Давайте поможем

Напишите, как вас зовут и по какому номеру можно связываться — позвоним и расскажем всё про наши устройства

Нам нужен номер, чтобы ответить на Ваши вопросы
Нам нужно Ваше согласие, чтобы позвонить Вам
Нам нужно Ваше согласие, чтобы позвонить Вам

Или позвоните нам сами: 8 (800) 500-31-16

А если не любите голосом — напишите в чат
или любой мессенджер: