Китайский вариатор в Lada Vesta.
После долгого перерыва АвтоВАЗ начал массовые продажи «двухпедальных» Lada Vesta с новыми китайскими вариаторами. Насколько эта трансмиссия надежна и может ли она поспорить с прежней японской бесступенчатой коробкой?
Откуда взялся вариатор для Lada
До 2022 года на Lada Vesta шли японские коробки Jatco JF015E в паре с 1,6-литровыми двигателями HR16 концерна Renault-Nissan, которые быстро завоевали популярность в России и увеличили долю двухпедальных версий до 20%. Несмотря на пандемию, продажи Lada Vesta удалось сохранить и даже приумножить в 2021 году.
Однако в 2022-м команда АВТОВАЗа вынуждена была собирать пазл заново. Двигатели HR16 мощностью 113 л.с. в Тольятти больше не собирают, компания Jatco прекратила поставки трансмиссий в Россию. Поэтому на АВТОВАЗе пришлось создавать совершенно новый силовой агрегат — модернизированному мотору ВАЗ-21179 (122 л.с.) объемом 1,8 л подобрали вариатор у «восточного партнера» — CVT18 от фирмы WanLiYang.
Коробка CVT18 почти точно воспроизводит Jatco JF015E и помимо Lada Vesta устанавливается на малолитражные автомобили концерна Chery. Например, такие трансмиссии устанавливают на автомобили Omoda S5 или Chery Tiggo 4 Pro в базовых версиях с атмосферными моторами.
Улучшения коробки
WanLiYang специально для российского рынка улучшила вариатор CVT18 и повысила его надежность. Вариатор имеет блокировку гидротрансформатора и планетарный механизм, создающий две физические передачи при движении вперед и задний ход. Первая ступень работает до 40-50 км/ч. После смены ступеней передаточное отношение меняется плавно за счет передвижения конусов и клино-металлического ремня. Благодаря первой передаче удается заметно снизить нагрузку при движении на малых скоростях, когда конусы и ремень занимают крайние положения.
В CVT18 ставится такой же ремень от Bosch, как у Jatco JF015E. Коробка получила дополнительный теплообменник для охлаждения масла. Правда, она все равно не любит высоких скоростей. Если часами ехать по автостраде со скоростью 140-150 км/ч, то вариатор перегревается, что сказывается на ресурсе. Оптимальной считается скорость 120 км/ч.
Главным улучшением коробки для Lada Vesta является ее редукционный клапан масляного лопастного насоса. Ранее это устройство могло закисать от грязи и стравливать давление, из-за чего вариатор не обеспечивал необходимое натяжение ремня, в результате чего происходило его проскальзывание с повреждением поверхности конусов. Сейчас конструкция клапана изменена, поэтому он лучше держит давление.
Многим автомеханикам вариатор хорошо знаком по автомобилям Chery. Они считают коробку передач надежной и способной выдержать пробег в 200–250 тыс. км при условии регулярной замены масла (раз в 30–40 тыс. км).
Они считают, что вариатор WLY CVT18 — неплохой выбор для Lada Vesta. Он надежнее, чем Jatco JF015E. Главное — это аккуратные разгоны, отсутствие перегревов и своевременная замена масла.